Способы размножения рыб

 

Способы нереста рыб.

Способы, которые рыбы избирают для откладывания собственной икры, очень разнообразны. Можно сказать, что все высшие позвоночные животные — земноводные, рептилии, птицы и млекопитающие не имеют столько различных вариантов размножения, сколько их можно увидеть на примере рыб. Итак, среди пресноводных видов рыб можно обнаружить следующие приемы нереста:

• Плавающая в толще воды икра.

• Плавающая на поверхности воды икра.

• Икра, выметанная на мелколистные растения.

• Икра, падающая на дно.

• Икра, выметанная в гнездо, вырытое на дне водоема.

• Икра, выметанная в расщелину между камнями.

• Икра, зарытая в толщу грунта.

• Икра, отложенная на плоский камень или широкий лист растения.

• Икра, приклеенная к нижней стороне листа.

• Икра, откладывается на стенки пещерки.

• Икра, откладывается на потолок пещерки или на нижнюю сторону камня.

• Нерест вне водоема.

• Икра в пенном гнезде на поверхности воды.

• Икра в пенном гнезде под листом растения.

• Икра в гнезде из растений.

• Инкубация икры во рту.

• Вынашивание икры на теле рыбы.

• Живорождение.

Все перечисленные способы нереста являются эволюционными приспособлениями вида, позволяющими увеличить выживаемость потомства. Наиболее примитивным способом нереста можно считать выметывание икры в толще воды или пелагический нерест. Этот способ нереста типичен в основном для рыб, которые живут в открытом море, самки мечут массу мелких легких икринок, самцы тут же оплодотворяют ее и за счет сильно увеличившегося первителлинового пространства икра становится почти невесомой, парит в толще воды. В реках такой способ нереста также дает определенные преимущества: во-первых, икра постоянно омывается водой и получает достаточное количество кислорода. Во-вторых, она не лежит в одном месте, а значит, есть шансы, что хотя бы часть икринок уцелеет, несмотря на выедание хищниками и гибель в результате поражения паразитическими микроорганизмами.

Пелагические икринки бесцветны и прозрачны, производители, естественно, не ухаживают за такой икрой, потому что трудно даже представить, что они могли бы позаботиться о ней: икру разносит течением на сотни километров вниз по реке. Не удивительно, что большая часть пелагической икры гибнет и, пытаясь компенсировать эти потери, биологический вид вынужден увеличивать ее количество.

В болотистых водоемах условия в толще воды настолько неблагоприятны для жизни, что икре здесь не выжить. Прежде всего, в перегретой и загрязненной гниющими растениями и илом воде, почти нет кислорода. Зато водоем кишит болезнетворными микроорганизмами, да и животными покрупнее, которые непрочь пообедать рыбьей икрой. Поэтому определенные преимущества получают те виды, которые мечут плавающую на поверхности воды икру. Икринки держаться на плаву за счет крупной жировой капли внутри икряной оболочки, они висят под поверхностью воды и получают достаточное количество кислорода. Кроме того жир является также и питательным веществом для развивающегося зародыша. А каротиноиды, придающие слабую желтоватую окраску икре, содержат витамины А и Е, который способствует лучшему усвоению кислорода.

Можно отметить еще одну особенность плавающей на поверхности воды икры, которая помогает виду в целом выжить в неблагоприятных условиях. Представьте себе, что на поверхность воды села утка или чайка, к ее перьям прилипло несколько икринок, а затем она перелетела в другой водоем. Есть шанс, что часть икринок благополучно выдержит такое путешествие и позволит виду расселиться на многие километры. Иными способами обителям болот было бы трудно осваивать новые водоемы, ведь чаще всего болотами являются замкнутые бессточные водоемы, то есть такие из которых рыбы не могут выбраться по реке.

Большая часть пресноводных рыб для нереста недостаточно только воды и особей противоположного пола, во время нереста они прикрепляют икру к определенным предметам и не найдя их не могут нормально отнереститься. Если рыб из двух предыдущих групп согласно их способу нереста называют пелагофильными или пелагофилами, то виды, выметывающие икру на предметы, называют субстратофильными или субстратофилами, поскольку то, на что рыбы мечут икру в целом, называется нерестовым субстратом. В зависимости от того, какой это субстрат, в литературе можно встретить еще несколько замысловатых терминов: фитофилы — то есть нерестящиеся на растения, псаммофилы — нерестящиеся на песчаное дно, литофилы — оставляющие кладку икры на камнях и остракофилы — нерестящиеся в раковины моллюсков.

Более всего видов рыб, которые в качестве нерестового субстрата используют мелколистные растения. Это неплохое приспособление, поскольку среди растений икра защищена от глаз хищников, днем растение снабжает ее кислородом, а для проклюнувшихся личинок здесь снует немало инфузорий, коловраток и прочей поживы. Чтобы икринки могли приклеиться к листикам растений, их поверхность покрыта клейкой слизью.

У некоторых видов, например, представителей семейств саргановые, меланотениевые, бедоциевые, псевдомугилевые и тельматериновые поверхность икринки снабжена длинными выростами-ниточками, при помощи которых икра повисает на растениях, хотя у этих рыб она не клейкая. Поскольку икра у перечисленных рыб развивается долго, то ниточки являются более надежным способом прикрепления к растениям, нежели клей. Подобным образом также могут быть использованы и густые тонкие корешки, появляющиеся на стволах затопленных деревьев, а также надводная растительность, которая оказалась под водой в результате разлива реки.

Некоторые виды живут в водоемах, где растительности на дне нет. Выметанная икра падает на дно, и за счет клейкой поверхности покрывается (говорят, инкрустируется) слоем песчинок. Такая инкрустация помогает замаскировать кладку, сделать ее менее заметной для хищников. Конечно, на дне водоема кислородный режим не такой благоприятный, как в его толще, но если познакомиться с видами этой группы подробнее, то станет понятно, что они знают, что делают.

Сюда принадлежат многие афиоземионы и фундулопанхаксы, кстати, большинство из них может выметать икру, как на растения, так и на грунт, если растительного субстрата в водоеме нет. Некоторые рыбы, прежде чем выметать икру на дно, роют небольшое гнездо в грунте. После нереста производители иногда присыпают икру грунтом, в любом случае к липкой поверхности икринки прикрепляются песчинки, маскируя икру.

Африканские представители семейства пецилиевых из родов прокатопус (Procatopus) и ламприхтис (Lamprichthys) избрали занятный способ, как без особых забот уберечь свою икру от чужых глаз — они откладывают икринки в расщелину между камнями. А вот нотобранхиусы (Nothobranchius) и цинолебиасы (Cynolebias) зарывают икринки глубоко в толще грунта. Для этого пара ныряет в толщу ила и там оставляет несколько оплодотворенных икринок. Чтобы не потерять друг друга во время такого нереста, у самца на спинном плавнике имеются крошечные зацепки, и в момент икрометания он плотно прижимает смаку к себе спинным плавником. На поверхности икринок также имеются небольшие крючочки, которые прикрепляют икру в толще грунта.

Литофилами называют рыб, которые оставляют кладку икры на поверхности камня. Такой способ нереста типичен для многих цихлид, некоторые рыбы могут отнереститься на широкий лист водного растения. Прежде чем отложить икру рыбы очищают камень, а после икрометания охраняют кладку икры от посягательств других животных. Икринки у видов этой группы заметно крупнее, чем у предыдущих, а количество их, напротив, меньше. Зато ухаживая за кладкой и защищая ее взрослые рыбы, сильно повышают шансы на выживание для своей молоди.

Некоторые рыб прячут свою икру, приклеивая ее к нижней стороне листа растения. Здесь она находится вне поля зрения большинства рыб, правда для нереста приходится переворачиваться брюшком вверх. Так нерестится, например, рыба-лист (Monocirhus polyacanthus).

Там где камней много, рыбы для нереста могут подыскать место поукромнее, например, в пещерке. Икра при этом откладывается на стенки пещерки. В таком случае на нее не попадают загрязнения, рыбам легче содержать ее в чистоте. Этот способ нереста широко распространен среди цихловых рыб.

Если говорить о камнях, как о нерестовом субстрате, то остается еще один способ, как прикрепить к нему икру. Для этого надо вырыть под камнем норку, а икру прикрепить к потолку укрытия. Казалось бы, это всего лишь вариант предыдущих способов нереста, но его не встретишь среди цихлид. Такой способ нереста типичен лишь для бычков и одонтобутовых. И если внимательно изучить биологию этих рыб, то станет понятно, что по сравнению с рыбами предыдущей группы здесь больше отличий, нежели сходства.

Если нерестового субстрата нет, то некоторые рыбы умеют создавать его искусственно. В тех же болотистых и стоячих водоемах помимо рыб, которые нерестятся на мелколистные растения или выметывают плавающую на поверхности воды икру, есть группа рыб, которая строит гнезда из пены. Прежде всего, самец отвоевывает в укромном месте участок поверхности воды и выпускает немного маслянистого секрета, который помогает погасить волны, пробегающие по поверхности воды. Затем рыбы начинают выпускать изо рта пузырьки воздуха, которые собираются на поверхности в виде невысокого конуса.

Несмотря на свою эфемерность такая постройка достаточно надежна, она существует в течение нескольких дней, правда самец все время добавляет в нее новые пузырьки. Выметанная икра снабжена большой жировой каплей и всплывает к поверхности воды, самец собирает ее ртом и направляет в гнездо. Там икринки развиваются в течение нескольких дней — в тепле, в окружении кислорода и под защитой взрослых рыб, затем проклевываются личинки, которые также первое время остаются в гнезде. Лишь после того как молодь начинает самостоятельно плавать и питаться, мальки рыб этой группы покидают гнездо и оно распадается.

Пенное гнездо — строение непрочное и поэтому некоторые виды прибегают к усовершенствованиям. Некоторые рыбы, например, лялиусы (Colisa lalia) добавляют в гнездо кусочки водяного мха риччии. Эти кусочки крошечные, а прочность гнезда не влияют, зато привлекают больше инфузорий в момент перехода мальков на самостоятельное питание. Зато лунные гурами (Trichogaster microlepis) строят гнездо преимущественно из растений, пузырьками воздуха они лишь заставляют свое строение плавать. Есть также пенные гнезда, которые рыбы укрывают под листом растения, такие способы характерны для мелких рыбок семейства белонтиевых — трихопсисов (Trichopsis) и паросфроменусов (Parospromenus).

А теперь перейдем к перечислению способов нереста, которые кажутся и вовсе необычными. Например, очень многие виды рыб вынашивают кладку икры во рту. Этот способ нереста очень распространен в мире рыб, но почти неизвестен среди других животных. Такое поведение развилось у рыб из разных семейств, несвязанных родственными отношениями. Говоря об инкубирующих во рте рыбам можно вспомнить аравановых (Osteoglossum), цихловых (Cichlidae), щукоголовых (Luciocephalidae) и морских кардиналовых (Apogonidae). Инкубируют во рту также ариевые сомы (Ariidae) и некоторые белонтиевые рыбы (Belontiidae).

Развилась инкубация икры у тех видов, которые живут в окружении многочисленных соседей. Поэтому вместо того, чтобы денно и нощно защищать кладку икры от постоянно пропалывающих воришек, многие рыбы забирают икру в рот и вынашивают ее до тех пор, пока появившиеся личинки не окрепнут. При таком уходе за икрой нет смысла производить много мелких икринок, все инкубирующие рыбки производят сравнительно небольшое количество крупной икры. Но благодаря такой заботе и опеке из икры проклевываются почти все эмбрионы.

Инкубирующих во рту рыб отличает широкий рот и вместительный горловой мешок. Это не удивительно, ведь там несколько недель прячется все потомство, у многих видов даже свободно плавающие мальки возвращаются в рот взрослой рыбы во время опасности либо в ночное время. Но не все рыбы могут вынашивать икру во рту. Например, морские коньки и иглы (Syngnathidae) медлительны и беззащитны, у них такой крошечный ротик, что даже взрослых рыб кормят науплиями артемии. Они не могут защитить свое потомство, яростно защищая кладку икры, как это делают цихловые или белонтиевые. Поэтому коньки и иглы пошли на другое ухищрение: самка откладывает икру в бороздку на брюшке самца, которая окружена складками кожи. После икрометания оплодотворенная икра оказывается прикрытой этими кожными складками, и молодь развивается на теле самца.

Но все же любой из способов инкубации икры уступает такому приспособлению многих видов рыб как живорождение. Развитие эмбрионов при этом происходит в теле самки, а на свет появляются уже сформированные мальки, которые с первых часов жизни способны избегать опасности и находить себе пищу. Живорождение развилось во многих группах пресноводных и морских рыб, независимо от их эволюционного родства. Есть живородки среди пецилиевых (Poeciliidae), полурыловых (Hemiramphidae), некоторых других групп.

Размножение икромечущих рыб.

Лучше недокормить, чем перекормить. Болезнь легче предупредить, чем лечить.

Запись опубликована в рубрике Уход за рыбками с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.