Цихлиды откладывающие икру на субстрат.
Икра никогда не выметывается куда попало, как это делает большинство рыб на свете. Очень большая группа цихлид откладывает икру, как принято говорить, на субстрат, то-есть, на какую-то подходящую поверхность. Цихлидам нужен или хороший камень, или пещерка в камнях, или коряга, маскирующая кладку от посторонних глаз, а очень часто в укромном тихом месте роется яма, глубину которой в аквариуме ограничивает его дно.
Место, куда будет отложена икра, тщательно и долго чистится, выскабливается губами и зубами. Все, что на взгляд родителей может помешать — удаляется. Выдираются, обрываются листья растений, передвигаются посильно камни и другие элементы аквариумного дизайна. А горы выкопанного грунта воздвигаются с таким расчетом, чтобы загородить гнездо. В дальнейшем может быть выкопана и еще одна для той же цели.
Конечно, эта рыбья деятельность по-своему удивительна и интересна, но весь внешний вид вашего подводного пейзажа будет изменен до неузнаваемости. Если вы захотите наблюдать весь процесс до конца — придется этот разгром терпеть. Особенно настойчиво роют «окопы» и преобразуют пейзаж китайские попугаи. Взрослая пара этим занята постоянно, изо дня в день, несмотря на то, что дальше постройки гнезда дело не продвигается, а инстинкт размножения подталкивает их к этому снова и снова. Остановить этот процесс сложно.
Советуем заранее поместить в аквариум плоский гладкий камень, размером больше, чем размеры рыб. Следует иметь в виду, что вся территория вокруг камня будет перепахана, как бульдозером. Поэтому необходимо поместить камень в угол аквариума вдалеке от растений. Кстати, растениям тоже не поздоровится. Лучше обложить их крупными камнями, иначе их корневая система будет разрушена.
Нерест цихлид-субстратофилов происходит поочередным продвижением самки и самца над субстратом (иногда даже верх животом, если икра приклеивается к верхней стенке пещеры или норы). Рыбы, откладывающие икру на субстрат, двигаются одна за другой (самец за самкой), последовательно выметывая и оплодотворяя икринки ряд за рядом. Самка при этом откладывает порцию из нескольких клейких икринок, которые оплодотворяются идущим следом самцом. Родители возвращаются в исходную точку, и процесс повторяется раз за разом, пока вся созревшая икра не окажется на субстрате. В это время ни в коем случае не следует приближаться к аквариуму и шуметь, не включать и не выключать яркий свет. Наконец, нерест закончен. Весь камень покрыт икринками, самец и самка постоянно находятся над гнездом. Началась инкубация.
Сразу же после икрометания у цихлид возникают новые заботы — уход за икрой, личинками и мальками. Выметанная икра подвергается очень тщательному неусыпному уходу. Заботятся об икре и мальках часто оба родителя, причем заметно некоторое неустойчивое распределение функций: самец больше времени уделяет охране занятой территории от проникновения на нее других “враждебных” рыб. Во многих случаях хорошо видно, как один из производителей (а нередко оба поочередно) обмахивает кладку плавниками, создавая усиленную циркуляцию воды и улучшая снабжение икры кислородом, сбивает и уничтожает подползающих улиток, которые могут повредить икру, выщипывает побелевшие неоплодотворенные икринки. Рыбы обмахивают икру плавниками, создавая ток воды, выбирают ртом попавшие на кладку соринки и удаляют (съедают) испортившиеся икринки.
Когда мальки выклюнутся, они некоторое время лежат в гнезде, пока не превратятся в маленьких рыбок, способных собирать корм. После примерно недели развития, когда мальки выклюнутся, роется вторая яма, куда переносятся все мальки. Появление хвостиков у выклюнувшихся личинок служит сигналом к переносу личинок в другое место, подальше от источника инфекции; разлагающихся оболочек икры, остающихся на месте кладки. Обычно таким местом служит заранее выкопанная и очищенная ямка вдали от посторонних глаз.
Неопытному любителю кажется, что рыбы поедают свое потомство, так как, перенося личинок, они забирают их в рот, а затем выпускают прямо в потайное гнездо. Но не пугайтесь, если вы увидите хотя бы несколько личинок. Не исключено, что, как только они превратятся в самостоятельно плавающих мальков, родители выведут на первую прогулку несколько сотен!
Когда мальки начинают плавать, самка ходит с ними, как курица с цыплятами. Спустя еще несколько недель, после того как мальки начали самостоятельно питаться, взрослые рыбы сопровождают их, оберегая от похитителей, а также помогают кормиться, разжевывая крупный корм и выбрасывая его вблизи скопления молоди. Многие специально взмучивают воду, копаясь у дна и помогая тем самым добраться до корма малькам. Она роет грунт, поднимая целое облако ила со дна, куда бросаются малыши в поисках корма. Если какой-то шустрый малек убегает далеко в сторону от общей стаи — мать или отец ловят его ртом и, пожевав, выпускают назад в коллектив.
Стая молоди в большинстве случаев хорошо организована и подчиняется определенным командам производителей, собираясь в компактную группу, опускаясь на дно или же рассыпаясь в разные стороны при опасности. На ночь рыбы сбиваются вместе, находясь под неусыпным надзором взрослых особей. На ночь вся стайка мальков загоняется в гнездо, где и спит до рассвета под прикрытием родителей.
Родители в период ухода проявляют чудеса самоотверженности, защищая своих детей. Они храбро нападают не только на более крупных приблизившихся рыб, но даже на руку хозяина-аквариумиста, когда тот пытается что-то сделать вблизи гнезда. Такой уход и защита может продолжаться достаточно долго, часто до того момента, пока родители не надумают снова откладывать икру.
В зависимости от вида рыб это продолжается вплоть до того момента, когда малькам надоедает опека неугомонных родителей и они расплываются в разные стороны в поисках корма. По мере того как родительский инстинкт угасает (а здесь тоже очевидны проявления индивидуальности), подросшие мальки начинают раздражать взрослых бесконечным пощипыванием, и те начинают от них скрываться или иногда в условиях аквариума просто отгоняют их.
В ряде случаев рыбы откладывают икру в пещерках, куда право входа имеет только самка, которая и берет на себя бразды правления по уходу, а самец занят почти исключительно охраной прилегающей территории. Чтобы убедиться в том, что икра все-таки отложена, можно аккуратно приподнять руками цветочный горшок и, посветив фонариком или переносной лампой, посмотреть. Конечно, эти действия рыбам не по нраву и они смело атакуют руку, стараясь как можно больнее вас ущипнуть.
У ракушковых лампрологусов до момента появления вполне сформировавшихся мальков вообще вряд ли что-то доведется увидеть, но можно попробовать просветить раковину лампой, чтобы по движению тени предположить, что там на самом деле происходит. Ведь только самец располагается у входа, а самка появляется крайне редко, кажется, что она где-то там застряла и не может выбраться назад. Не беспокойтесь — ничего с ней не случится. Способность перемещаться и маневрировать, в узких кулуарах раковины, у этих рыб заложена на генетическом уровне.
Замечательный способ ухода за потомством демонстрируют дискусы, которые сажают выклюнувшихся мальков на поверхность своего плоского тела, где они и находят подходящий корм в виде питательной слизи, так называемого кожного секрета, выделяемого рыбами-родителями в период ухода и выкармливания мальков.
Очевидно, что по мере роста малькам начинает недоставать одного лишь кожного секрета, и они мало-помалу начинают отплывать от родителей в поисках планктона и возвращаются назад лишь в случае опасности, спасаться от которой удобнее, сидя на теле умудренных опытом выживания родителей. Подобное явление известно и для других цихлид (Cichlasoma citrinellum, Heros severus) и, как недавно выяснилось, для некоторых сомов-лорикарид.
Цихлиды инкубирующие икру во рту.
Способы нереста цихлид. По способу нереста цихловых можно разделить.