Биология рыб-2

Биология рыб.

Продолжение…

У некоторых рыб встречаются замечательные органы, которых нет ни у каких других животных, это электрические органы. Они представляют собой студенистые пластинки довольно значительной величины, которые составляют столбики, замкнутые в кожистые, богатые сосудами и нервами стенки. В общем, такой столбик представляет некоторое подобие известного электрическою прибора, вольтова столба. Электрические органы различной степени совершенства и силы встречаются у некоторых угрей, скатов, сомов. Животные, обладающие таким органом, могут освобождать собранный запас электрической энергии и производить сильный удар.

У других рыб для защиты существуют особые шипы, иногда ядовитые, и твердые панцири. Впрочем, ядовитые шипы у рыб служат исключительно для защиты, а не для нападения, как зубы у ядовитых змей. Такого рода шипы иногда имеют устройство, сходное с ядовитыми зубами: они также продырявлены или имеют желобок на поверхности, по которому течет ядовитая слизь, выделяемая особыми железами. Иногда, впрочем, подобной железы не замечается, но слизь скопляется в бородчатых складках. Иногда ядовитыми органами являются жаберные крышки или колючие выросты на плавниках.

Поговорка “нем, как рыба” совершенно справедлива, так как рыбы не имеют голоса. Некоторые, правда, могут издавать слабые звуки неопределенного тона, скорее ворчание или трещание, чего они достигают трением твердых жаберных крышек, а иногда плавников и чешуек. Звук этот по происхождению сходен отчасти с трещанием некоторых насекомых. У рыб существуют все пять внешних чувств. Глаза у них обыкновенно большой величины, навыкате, с широким зрачком и малоподвижны. Однако, несмотря на видимые признаки несовершенного устройства этого аппарата, рыбы в большинстве случаев видит очень хорошо и даже в глубочайших слоях воды, где царствует тьма.

Устройство уха еще проще. У них нет ни барабанной перепонки, ни слуховых косточек. Тем не менее, рыбы, несомненно, слышат, так как они всегда пугаются резкого шума, и некоторым любителям удавалось приучать рыб приплывать на зов или на звонок. Обоняние и вкус очень малоразвиты, в особенности вкус. Что касается осязания, то оно развито более всех других чувств. Рыбы прекрасно ощущают всякое внешнее прикосновение и притом не только грубое, но и самое слабое.

Большинство рыб ведут ночной образ жизни, т. е. выходят на добычу в сумерки и продолжают охотиться всю ночь и утро, а отдыхают днем. Но есть и настоящие дневные рыбы. Все рыбы, за очень немногими исключениями, настоящие хищники и питаются исключительно животной пищей, которой в громадном большинстве случаев для них являются себе подобные. Ни одна рыба не щадит даже собственного потомства, всякий пожирает всех, кого может одолеть, и в свою очередь становится добычей сильнейшего.

Рыбы обладают высокими регенеративными способностями. Так, например, ребра отрастают за 70 дней, а чешуя регулярно обновляется за 1-4 месяца. При повреждениях могут восстанавливаться усики, чешуя, участки кожи и мускулатуры, плавники и частично жаберные крышки. Твердые концы плавников, так называемые “перья”, восстанавливаются у большинства довольно легко, еще легче различные выросты и кожистые нити, которыми усажена, бывает в целях имитации поверхность некоторых рыб живущих в зарослях водных растений. Глаза заново не отрастают!

Большинство аквариумных рыб способность к размножению в течение круглого года. Многие виды нерестятся в толще воды – икра падает на грунт или на растения. Другие нерестятся в зарослях растений, и икра часто приклеивается к растениям. Некоторые виды (расбора клинопятнистая, пецилобрикон) приклеивают икринки к нижней стороне листа. Некоторые цихлиды откладывают икру на камни, многие устраивают гнездо в песке, под растениями, в их корнях или под камнями. Копеины и пиррулина выпрыгивают из воды и помещают икринки на растениях над водой. Лабиринтовые строят гнездо на поверхности из пузырьков воздуха. У оризиазисов икра держится, в виде виноградной грозди, у самки под брюшком в течение нескольких дней. Отдельные цихлиды инкубируют икру, а затем и содержат мальков во рту. У живородящих карпозубых икра развивается внутри тела самки, и выходят вполне развитые мальки. Дискусы откладывают икру на растения, а выведшиеся личинки перемещаются на тело родителей, где и происходит их дальнейшее развитие. Как правило, у рыб проявляющих меньше заботы о потомстве, икринок значительно больше. Из крупных икринок выводятся крупные личинки, а часто и мальки, способные сразу же спасаться от врагов и питаться.

Из оплодотворенной икринки развивается личинка, отличающаяся от взрослых рыб формой тела и нередко наличием различных временных органов. Уже на стадии личинки начинается линейный и весовой рост рыбы. Рыбы растут в течение всей жизни; вначале этот процесс протекает быстрее, затем рост все более замедляется. Большое значение в этом зависит от количества и качества пищи, температура воды (чем выше температура, тем быстрее рост рыбы). Рыбы разных видов растут при оптимальных условиях с разной скоростью. Большинство аквариумных рыб живут 3-5 лет, некоторые цихлиды свыше 10 лет.

Чем рыбы отличаются от остальных позвоночных.

У рыб, как и у других позвоночных, присутствуют скелет, нервная, пищеварительная, кровеносно-сосудистая, выделительная и половая системы, имеющие, конечно, некоторые специфические особенности. В отличие от других позвоночных, рыбы: •— не могут регулировать температуру собственного тела по отношению к температуре окружающей среды; •— дышат кислородом, извлекаемым из воды с помощью жабр; •— размнбжаются в основном при помощи икры, которая оплодотворяется молоками вне их тела.

Первое отличие стало основанием для определения рыб как холоднокровных существ, что не совсем точно, как, впрочем, и понятие “теплокровное животное”, ведь в теплом море температура тела рыбы достигает 30-36°С, а температура крови летучей мыши во время зимних морозов — всего 5°С. Так что правильнее называть рыб эктотермными, т.е. не регулирующими температуру тела, а млекопитающих и птиц — эндотермными животными, т.е. такими, которые регулируют ее независимо от температуры окружающей среды. Тепло в организме эндотермных животных вырабатывается за счет интенсивных биохимических процессов, а у эктотермных обмен веществ в организме замедлен, что мы и наблюдаем у рыб.

Таким образом, становится ясно, почему подводные позвоночные предпочитают жить в воде с определенной температурой и избегают неблагоприятных условий. Следует упомянуть, что температура тела рыб крейсерского типа плавания во время интенсивных движений выше температуры окружающей воды. Это неудивительно, поскольку в работающих мышцах производится немало тепловой энергии. Существует немало рыб, у которых мышцы являются своего рода электрической батареей. У одних количество вырабатываемого электричества вполне ощутимо. Например, африканские электрические сомы (Malapterurus) и южноамериканские электрические угри (Electrophorus) убивают своих жертв разрядом до 600 В. Другие, например забавные рыбы-слоны (Mormyrus), вырабатывают лишь слабые разряды, при помощи которых они зондируют окружающее пространство. Такая электролокация позволяет им безошибочно обнаруживать препятствия, корм, хищников и своих собратьев даже в полной темноте.

Еще одна особенность жизни в воде заключается в том, что рыбы дышат жабрами. Устройство последних таково: в задней части головы на специальных костях, называемых жаберными дугами, находятся жаберные лепестки, пронизанные кровеносными капиллярами. Из-за этого органы дыхания рыб окрашены в яркий красный цвет. Снаружи они прикрыты плоскими костями — жаберными крышками. При дыхании рыба плотно прижимает их и открывает рот, при этом в ротовую полость попадает свежая вода. Затем она немного закрывает его, сближает жаберные лепестки и открывает жаберные крышки. Вода в этот момент прокачивается через жабры и омывает поверхность жаберных лепестков. Там сквозь тонкую кожу в капилляры попадает растворенный в воде кислород, а взамен этого выделяется мочевина.

В воздухе, которым мы дышим, кислорода около 20%. В воде его растворено гораздо меньше — всего 5-10 мг/л, а в теплой воде дышать еще труднее, поскольку с повышением температуры растворимость газов падает. В связи с этим ряд рыб, живущих в болотистых водоемах либо там, где время от времени условия резко ухудшаются, приспособились добывать кислород и другими способами. В основном они используют для этого атмосферный воздух, заглатывая его с поверхности воды большой нижней губой, как, например, моллинезии. Смешивая воду с воздухом, они таким образом обогащают ее кислородом. Вьюны, щиповки и многие сомы заглатывают воздух, а затем он всасывается через стенки пищевода. У других рыб кровеносные сосуды густо усеивают ротовую полость, и это позволяет им получить часть кислорода из всасываемого воздуха.

Но это все мелочи по сравнению с тем, к чему пришли в ходе эволюции белонтиевые и их родственники из семейств гурамиевых и анабасовых. У них над жабрами имеется специальный орган в виде лабиринта, стенки которого также пронизаны капиллярами. Набрав туда воздух, они могут полностью извлечь из него кислород. Они могут жить даже в воде, в которой практически нет растворенного кислорода. Если становится совсем плохо, то анабасовые по сырой траве или грязи пытаются переползти в другой водоем, и часто это им удается. Однако лабиринтовые рыбы практически не пользуются жабрами. Стоит перекрыть им доступ к поверхности воды — и они задохнутся!

Рыбы семейств мешкожаберных (Heteropneustidae) и клариевых сомов (Clariidae), африканские (Protopteridae) дышат при помощи мускулистых полостей, представляющих собой примитивные легкие. Это позволяет им выживать в пересыхающих водоемах, причем африканские двулегочники вообще могут по полгода обходиться без воды. Они зарываются в грунт и проводят засуху в спячке, предварительно защитив себя коконом.

Рыбы с голой кожей либо очень мелкой и незаметной чешуей, среди которых масса сомов, вьюны и многие бычки, могут извлекать кислород из воды и с помощью кожи. Это позволяет им покидать водоем и проползать ночью в поисках воды некоторое расстояние. Рекордсменами в этом смысле являются илистые прыгуны, которые способны лазать по деревьям и прыгать по илистым отмелям на многие метры. Увидев их впервые, трудно признать в этих животных представителей рыбьего населения: подвижные глаза на макушке, грудные плавники, словно лапы, поддерживают тело, на спине поднимаются цветные паруса, привлекающие самку.

Рассмотрим еще одно, казалось бы, бесспорное утверждение в отношении этих позвоночных: все рыбы размножаются икрой — яйцеклетками, обычно мелкими и многочисленными. Попав в воду во время нереста, икринки оплодотворяются молоками самца, содержащими сперматозоиды. Дальнейшее развитие зародышей происходит в воде чаще всего без участия родителей. Однако и здесь существует немало исключений. Большинство аквариумистов начинают как раз с разведением живородящих рыб, т.е. тех, которые рождают крупных самостоятельных мальков. Такой способ размножения характерен для многих не имеющих между собой родственных связей групп, например пецилиевых и полурыловых. Среди морских рыб также немало живородящих. Прежде всего, это многие акулы и скаты, хотя другая часть видов этих известных обитателей моря откладывает яйца.

Ареал рыб в Южной Америке. Биотопы обитания рыб.

Биология рыб. Анатомия рыбы.

Запись опубликована в рубрике Cprawka с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.